ДОРОГОЙ ТРУДА И ИСКАНИЙ

/

Мастера искусств — съезду партии

Беспредельная увлечённость музыкой, сделавшая в своё время Муслима Магомаева из fotoarhiv-831обыкновенного подростка яркого музыканта, и сейчас, когда к его имени прибавляется эпитет «художник», остаётся главной и определяющей чертой. Его искренняя увлечённость заражает других, множит число единомышленников и помощников.

И этот новый азербайджанский коллектив – эстрадно-симфонический оркестр, начавший свои выступления в Баку во Дворце им.Ленина, состоит из людей, преданных музыке, как и его художественный руководитель Муслим Магомаев. Во всяком случае, звучание даже беглого эпиграфа, который позднее развернётся в большое впечатляющее полотно «Торжественной песни», говорит о том, что среди выступавших – а их 50 – равнодушных не было. Это относится к духовой группе, состоящей из музыкантов, играющих на трубах, тромбонах, флейтах, кларнетах, саксофонах, к внушительному соседству струнной группы, честь которой «поддерживают только девушки», к исполнителям на ударных инструментах и гитарах, к вокальному квартету.

Словом, перед нами интересный художественный организм с богатой и разнообразной палитрой, которой доступны сложные оркестровые партитуры, которую отличает гибкость и чуткость в ансамблях. А главное – он постиг смысл и сущность магической индивидуальности и делает многое, чтобы высветить самые яркие её стороны (в этом, несомненно, большая заслуга музыкального руководителя и главного дирижёра Николая Левиновского).

Недавно созданный оркестр уже вошёл в ритм жизни своего организатора и художественного руководителя, всё прочнее закрепил за собой славу серьёзного пропагандиста азербайджанской советской музыки. Только 1975 год ознаменовался встречами с более, чем 300 тысячной армией зрителей на 100 концертах в самых различных городах страны. Но всё это время коллектив напряжённо готовился к особо ответственному выступлению – концертам в Баку.

И вот сейчас сложная программа, насыщенная разноплановыми, с огромным диапазоном чувств и настроений произведениями, предстала перед бакинцами. В центре её – Муслим Магомаев.

Как и прежде, он не позволяет себе ни единой «непрожитой» ноты, будь то светлый гимн красоте и мощи страны («В добрый час» композитора Тофика Кулиева), будь то трепетно-лирическая песня Тихона Хренникова из кинофильма «Верные друзья», будь то драматически насыщенная песня Александры Пахмутовой «Малая Земля».

Гражданственные мотивы, страстная публицистика в программе занимают почётное место. И «Малая Земля» А.Пахмутовой была частью музыкально-литературной композиции «Вечная слава героям», где переплелись строки из «Реквиема» Р.Рождественского (их читает Ю.Ковеленов) и песни советских композиторов, которые пел Муслим Магомаев. Пел прочувствованно, проникновенно. Создавалось впечатление, что их исполнение – не результат кропотливой работы, предварительных репетиций, долгих тренажей всего оркестра, а плод вспыхнувшего вдохновения художника, яркая импровизация, рождённая на наших глазах. Так происходит с песней М.Фрадкина «За того парня», А.Пахмутовой «Кто отзовётся», В.Мурадели «Бухенвальдский набат», который предстаёт в киноизображении. Так происходит, конечно, и с песней Муслима Магомаева «Хиросима», тоже включённой в это волнующее повествование о человеческом подвиге, о жизни и смерти.

Надо сказать, что новая программа широко знакомит нас с композиторским творчеством Муслима Магомаева, характеризует его как одарённого и взыскательного к себе человека. И сейчас величаво звучала, получмвшая широкую популярность «Торжественная песня», а рядом с ней – привлекательная по мелодике, ритмичности, заострённая, искрящаяся и свежая «Приснившаяся песенка» (стихи в обоих произведениях Р.Рождественского). Мы стали первыми слушателями только что созданного в соавторстве с поэтом Наби Хазри произведения, увлекающего восторженным настроением радости и гордости за цветущий по-весеннему край Азербайджан, сильным братством народов, их великой плодотворной силой.

Что ещё интересно и несколько неожиданно – Муслим Магомаев выступает как пианист, солируя в фантазии на темы песен азербайджанских композиторов, и здесь проявив тонкую музыкальность и вкус.

Создавая новую программу, певец не мог обойтись без прежних своих произведений, сделавших когда-то по сути дела тем Магомаевым, которого любят и знают. Слушатели горячо откликнулись на эти «ретроспекции», вспоминая этапы стремительного пути талантливого артиста, сравнивая, размышляя. Восторженно они принимали мелодии Арно Бабаджаняна, знаменитую песню итальянских партизан «Белла чао», народные кубинские, негритянские, неаполитанские напевы, которые стали значительнее по мысли, мудрее, сдержаннее по прочтению.

В концерте принимала участие, правда, пока очень скромное, певица с красивым по тембру голосом, Инна Горбачёва, а так же конферансье Владимир Халемский, тактично, интеллигентно ведущий свою «партию», не выходящий из общего стиля коллектива.

…Можно себе представить по всей этой работе, какой напряжённой, многотрудной творческой жизнью жил в последнее время Муслим Магомаев, готовивший, как все деятели советского искусства, свой художественный отчёт к ХХV съезду партии.

С.Мирзоева 


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *