Муслим Магомаев и Полад Бюль-Бюль Оглы история одной дружбы

История одной дружбыМуслим воспитывался в доме своего дяди Джамала (заместителя председателя Совета министров Азербайджана), который заменил ему отца и деда. Все заботы о непоседливом мальчишке ложились на бабушку Байдигюль и жену дяди – Марию Ивановну. На одном этаже в семьей Магомаевых в большом доме, который в Баку называли «домом артистов», жил известный певец Бюльбюль. Их квартиры были смежными, и маленький Муслим постоянно слышал распевки этого легендарного исполнителя. С его сыном Поладом они играли в одном дворе, а дома перестукивались через стену. В детстве Муслим увлекался астрономией. Вместе с Поладом они даже смастерили трубу, чтобы посмотреть, есть ли пятна на Луне. Полад был моложе Муслима на три года и учились в другом классе, но вместе они постоянно оформляли школьную стенгазету: уже тогда Магомаев почувствовал склонность к рисованию. Как представители «верховной власти» двора, как Том Сойер и Гек Финн, соперничали, кто ловчее «тарзанит», перепрыгивая с дерева на дерево.

Полад Бюль-Бюль Оглы вспоминает: 

«Когда на экраны вышел фильм «Тарзан», мы с моим другом Муслимом Магомаевым, который жил в нашем доме, оглашали весь околоток дикими воплями, чем приводили в ужас своих добропорядочных соседей, которые молча сочувствовали моим родителям: мол, такая семья, а мальчишка орет дурным голосом».

 Один из ваших друзей детства — Муслим Магомаев. Интересно, вы хулиганами были или пай-мальчиками? 

«Нет, паиньками мы никогда не были: ни дома, ни в школе. Как и все мальчишки, дрались: двор на двор, стенка на стенку. А петь оба начали с того, что кричали по-тарзаньи. Тогда был очень популярен тот фильм. (Полад Бюль-Бюль Оглы набирает в рот воздуха и выдает почти один в один крик киношного Тарзана.) Вот с этих воплей и начали развиваться наши голосовые связки. Муслим на три года старше меня. Конечно, между нами возникали и ссоры, и споры. Но на мое 55-летие Муслим написал мне очень теплую записку, что вроде как сорились-мирились, но уже такой возраст, что пора кончать. И я со сцены дал ему слово, что больше сориться мы никогда не будем».

Полад Бюль-Бюль Оглы о друге детства, Муслиме Магомаеве

Из-за чего вы могли поссориться? 

«Да не-е-е, ерунда всякая, из-за мелочей. У него характер сложный, да и у меня, наверное, непростой, поэтому бывали какие-то размолвки. Но ничего серьезного — гадостей друг другу мы никогда не делали».

А девушек в молодости не делили?

«У него были свои девушки, у меня — свои. Нет, ни финансовых, ни женских проблем у нас с Муслимом, слава Богу, не было»

В 17 лет Полад Бюль-Бюль Оглы сочинил свои первые песни, в числе которых были написанные для своего друга детства Муслима Магомаева.

Неизвестно точно, когда между легендарными личностями «пробежала черная кошка», но окончательный разрыв произошел в 2003 году после смерти общенационального лидера Гейдара Алиева.

Хотя еще в 2002 году на радиоволне «Эхо Москвы» на передаче, посвященной культурному сотрудничеству России и Азербайджана, в беседе с ведущим Матвеем Ганапольским министр культуры Полад Бюльюль оглы тепло отозвался о творчестве своего друга: « Муслим Магомаев, мой друг, мой сосед, близкий мне человек, который действительно блистал и блистает по сей день, но в те 60-е годы трудно себе представить, что творилось на концертах Магомаева, какой бешеной популярностью он пользовался»

И хотя Полад Бюль-Бюль Оглы не распространялся в СМИ о похолодевших взаимоотношениях со своим коллегой, в интервью «Муслим Магомаев сменил азербайджанское гражданство на российское» от 29 декабря 2005 года Агентства «АПА» (агентство Азери-пресс)  Муслим Магомаев раскрыл причины, побудившие его принять российское гражданство в бытность Полад Бюль-Бюль Оглы министром культуры Азербайджана.

Муслим Магомаев о своих корнях и о культуре Азербайджана

 

«На известную пословицу «Не делай добра — не получишь зла» Я всегда реагировал резко отрицательно, всегда старался делать добро и никогда не жалел об этом. Но в истории с моим другом детства Поладом Бюль-Бюль Оглы, которого, как оказалось, у меня и не было, я впервые задумался о правоте этой русской пословицы. В юности я немного помог ему, поддержал в первое время. Привёз в Москву, познакомил с нужными людьми. Он там наиграл, напел свои песенки и, — понравился. Вместе с быстро пришедшей славой пришел и гонор. Он решил, что популярность у него не меньше моей и стал мне хамить, ссориться со мной, после небольших дружеских посиделок рвать немалые купюры и бросать бокалы на проспект Кирова, теперь он носит имя Бюль-Бюля. После моих добрых пародий на известных певцов ни Рашид Бейбутов, ни Георг Отс не обиделись. Обиделся только друг детства. Зато, когда популярность резко пошла на убыль, а телевидение как-то повторило эту старую шутку, он позвонил в полнейшем восторге! Спросил: «Ты смотрел?» Я удивился: «Ты же когда-то со мной целый год из-за этого не разговаривал «. Ответ был понятным: «Теперь можно«…

Ссорились мы постоянно, и Гейдар Алиевич уставал нас мирить. Зато, когда надо было выпросить у Гейдара Алиевича квартиру или еще что-нибудь для друга – ссоры сразу забывались и начинались бесконечные звонки. С уходом великого Гейдара Алиева навсегда ушел и «друг детства». Прекрасно зная, что я нахожусь в депрессии, он за это время позвонил всего пару раз, причем, с очень неприятными для меня темами, чем только усугубил мое состояние.

Мое исчезновение на длительный период друг всем объяснял загулами. Не дай Бог кому-нибудь так гулять! По последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, стал нищенский юбилей Муслима Магомаева-старшего, проведенный Минкультом. Приказ Ильхама Гейдаровича Алиева был выполнен, но не от души. 

Сам министр не соизволил присутствовать на юбилее. Он посчитал, что Магомаевы Азербайджану не так важны или не нужны. Зато улица в центре Баку названа именем Бюль-Бюля, музыкальная школа – именем Бюль-Бюля, дом, в котором жили многие величайшие деятели культуры Азербайджана, — стал называться «Домом Бюль-Бюля». А теперь и конкурс классического пения – стал имени Бюль-Бюля. 

Министр преследует и великого музыканта Габиля Алиева за то, что он в своем концерте «на бис» пародирует на своей кяманче разные звуки «бюльбюлек» и всяких других птичек. Я вообще не понимаю, о чем думает друг детства, когда делает гадости? Неужели он не понимает, что если я начну говорить всерьез и долго о том, что нас разъединяло в детстве, юности и молодости — получится далеко не веселый рассказ. Мы были соседями через стенку, но оказывается, нас разделяла не только квартирная стена. 

Когда мне стукнуло пятьдесят, министр стал меня уговаривать приехать в Баку и справить юбилей. Я отказывался. Считал, что народ меня не поймет, скажет «в стране идет война, а Магомаев приехал веселиться». Но друг был несгибаем. Мол, если не приедешь — вообще неправильно поймут. А во время репетиций просил меня поехать к президенту Эльчибею. Я отказывался, говорю, что для меня по-прежнему существует один руководитель республики — Гейдар Алиев. Но он просил сделать это во имя нашей дружбы: «Тебе уезжать, а мне продолжать работать министром». А когда я накануне отъезда из Баку хотел поговорить по телефону с Гейдаром Алиевичем, пребывающем тогда в Нахчыване, друг сделал все, чтобы разговор не состоялся, свалив на стечение обстоятельств. Вот тогда я лишний раз убедился в коварстве моего дворового приятеля. 

А недавно, сняв мое выступление и Тамары Синявской тоже, с главного концерта — открытия Дней культуры Азербайджанской Республики в России, он пригласил нас на свой сольный концерт, куда мы, естественно, не пошли. Да, свою личную культуру министр культуры показал в Москве в полном объеме. При этом он так хвалился положительными рецензиями в газетах. А что, российские газеты будут писать плохое во время Дней культуры Азербайджана?

Здоровье мое не позволяет уезжать из Москвы, я постоянно под наблюдением своих врачей. Все же очень хотел прилететь в Баку на юбилей Муслима Магомаева-старшего, но Министерство культуры Азербайджана не захотело пригласить меня. Полад Бюль-Бюль Оглы добился своей цели. Недавно я получил гражданство России, а паспорт гражданина Азербайджана и дипломатический паспорт отдал послу Азербайджанской Республики в России господину Ризаеву. Мне это сделать было очень трудно. Будет еще труднее. но я не хочу быть гражданином страны, министр культуры которой так относится ко мне, жить в стране, культура которой долго и методично разрушается безкультурным министром культуры. 

Тамара Синявская очень обеспокоена моим решением, а главное — тем состоянием, в которое меня ввергает культурная обстановка в Азербайджане. Тамара-ханум шлет бакинцам сердечный привет! Знайте — что бы ни было, я всегда буду считать себя азербайджанцем и поэтому всегда буду думать о своих дорогих земляках и молить их о прощении! 

Всегда ваш, Муслим Магомаев».

А 17 февраля 2007 года было опубликовано интервью с уже Чрезвычайным и Полномочным послом Азербайджана в России Поладом Бюль-Бюль Оглы.

Предлагаем вашему вниманию выдержки из интервью:

Вопрос: наверное, на свете нет руководителя, которым были бы довольны все его «подопечные». но в вашем случае этих недовольных было, мягко говоря, слишком много. Скажите, как, по-вашему, почему целая плеяда выдающихся деятелей культуры, даже некоторые эстрадные исполнители, были негативно настроены против вас? Одни имена чего стоят: Габиль Алиев, Лютфияр Иманов, Муслим Магомаев, Яриф Меликов, Вагиф Мустафаев, Фидан и Хураман Касимовы, Бриллиант Дадашева, Айгюн Казымова и.т.д. 

Ответ: Пожалуй, я могу добавить к вашему списку еще несколько имен, но суть от этого не изменится. Причиной неудовольствия перечисленных вами деятелей культуры были, по сути, не мои действия, а нежелание понять и принять изменившиеся «условия игры». Хочу подчеркнуть, что за исключением пары совершенно неадекватных людей, ни с кем из них у меня не было столкновения личных интересов. Сложившаяся ситуация явилась результатом конфликта двух систем: социалистической и рыночной. 

Ведь как было раньше? ни один артист от Хабаровска до Бреста не мог выйти на сцену без разрешения соответствующего руководителя культуры. Все было строго определено, все требовало разрешения сверху, без которого нельзя было получить ни квартиру, ни машину, ни дачу, ни даже мебель. Существовал даже такой анекдот о разнице между народным и заслуженным артистом. народный артист – это 1 поликлиника, автомобиль «Волга», 3-4-х комнатная квартира и поездки в капиталистические страны. Заслуженный артист – это 2-х поликлиника, автомобиль «Москвич», 2-х комнатная квартира и поездки в соцстраны. 

Произведения художников, композиторов, писателей, регулярно закупались, и часто не в соответствии с их художественной ценностью, а с партийным авторитетом, семейным положением, преклонным возрастом, болезнью и т.д. Рыночная экономика привнесла абсолютно иные правила, которые казались особенно циничными и кощунственными для людей старшего поколения. Любая культурная продукция обрела свою рыночную стоимость. И к растерянности и неудовольствию многих оказалось, что их самооценка не совпадает с реальным спросом общества, (то есть они стоят гораздо дешевле, чем сами о себе думают). Деятели культуры, более чем другие слои общества, оказались уязвимыми и застигнутыми врасплох. 

Ну что, скажите мне, может сделать министр культуры, если на того или иного артиста уже не ходит зритель? Ему уже много лет, а он хочет играть юношей? Или кого-то уже не приглашают на свадьбы, а кого-то на гастроли за границу? 

Хотя что и не в моих правилах, но каждому из них бы мог напомнить много добрых дел, которые я для них в свое время сделал».


Комментарии закрыты.

Персональный Сайт

ofsait

Фонд М. Магомаева

Фонд Культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева

На YouTube

Винил - По волнам нашей памяти
unnamed

ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД

Друзья Архива

Лев Лещенко,неофициально Красная книга российской эстрады
Free counters!

Подписаться на обновления

Свежие комментарии