«Он олицетворял подлинное искусство»

Скан статьи в pdf формате

 

Palitra_Azerbaydjana 1ЕГО ПОМНЯТ И ЛЮБЯТ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ НЕ ТОЛЬКО В РОДНОМ БАКУ, СТАВ ВСЕОБЩИМ КУМИРОМ, ОН ОСТАВИЛ НЕИЗГЛАДИМЫЙ СЛЕД В СЕРДЦЕ КАЖДОГО, КТО ХОТЬ РАЗ СЛЫШАЛ ЕГО НЕПОВТОРИМЫЙ БАРХАТНЫЙ БАРИТОН, ВИДЕЛ ЕГО ОБАЯТЕЛЬНУЮ ЗАСТЕНЧИВУЮ УЛЫБКУ. И ВПРЯМЬ, МУСЛИМ МАГОМАЕВ, КОТОРОГО ВЗРАСТИЛА НАША, АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЗЕМЛЯ, ПРИНАДЛЕЖИТ, КАК СКАЗАЛ ОДНАЖДЫ ИЗВЕСТНЫЙ ИСКУССТВОВЕД СВЯТОСЛАВ БЭЛЗА, МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ. ОН — ЯВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ.

ЭЛЬМИРА АЛИЕВА

ФОТО: ТАИР МАМЕДОВ
Символом целой эпохи, олицетворением подлинного искусства назвал Муслима Магомаева Президент его родного Азербайджана Ильхам Алиев.

Певец, композитор, яркая личность, благородный человек, Муслим, словно, самой природой был послан Азербайджану, с которым его связывали тысячи нитей, послан, чтобы стать вечной гордостью своего народа.

Памяти нашего легендарного земляка был посвящен проведенный в конце октября в Москве, в концертном зале Крокус Сити холл, по инициативе Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева Первый Международный, носящий его имя, конкурс вокалистов, о котором задолго до начала москвичей извещали развешанные буквально по всей российской столице афиши с портретом любимого певца.

Palitra_Azerbaydjana 2В конкурсе принимали участие деятели музыкальной культуры ряда стран. Каждый из состязавшихся — а это были профессионалы, — вынес на суд авторитетного жюри, которое возглавляла выдающаяся певица, народная артистка СССР Тамара Синявская, как классическое, так и эстрадное произведение из репертуара М.Магомаева. А девизом их были слова «Держать мерку, заданную Муслимом!». Жюри в составе мастеров высокого класса и мировой славы, таких как Елена Образцова и юрий Башмет, Мишель Легран и Алексей Рыбников, Тамара Гвердците-ли и Фархад Бадалбейли, по достоинству оценило искусство конкурсантов. А они, в свою очередь, посвящали выступления памяти великого артиста, бескорыстно служившего Музыке.

Первое место разделили Джавид Самедов из Баку и Илья Сильчуков из Минска.

Конечно, далеко не все, кто любил и любит творчество Муслима Магомаева, могут знать и судить о его чисто человеческих качествах. Но, к счастью, есть среди нас современники великого земляка, которые долгие годы находились рядом с ним, знали его достаточно близко, вместе работали.

Своими воспоминаниями о Муслиме Магомаеве мы попросили поделиться одного из таких людей — заместителя директора Международного Мугамно-го центра , заслуженного работника культуры Азербайджана Ильдрыма Касимова, который достаточно долгое время был администратором великого певца, а говоря современным языком, его продюсером.

— О Муслиме нельзя говорить в прошедшем времени: он был и есть, он будет всегда, пока звучит его голос, пока живо его искусство. А оно вечно!

Муслим был незауряден не только как певец. Он и человеком был незаурядным и очень светлым, Личностью с большой буквы. Общение с ним приносило радость. Мне кажется, это потому, что он излучал положительную энергию. Казалось, что, окунувшись в магомаевский мир, люди обязательно должны стать лучше. И уж в первую очередь — добрее. Добротой были движимы многие его поступки. Помнится, как-то в Одессе, куда мы отправились после участия Муслима в Днях культуры Азербайджана в Молдове, к нему за кулисы сумела буквально пробраться сквозь толпу обожателей — одесситы демонстрировали свое поклонение перед певцом со свойственной им горячностью — женщина средних лет, скромно одетая. У нее, как, кстати, и у многих других, была просьба к Муслиму — людям казалось, что знаменитый Магомаев может все. Муслим внимательно выслушал ее, дал какой-то совет, а когда она собралась уходить, шепнул мне: «Ильдрым, видно, что она очень нуждается, дай ей денег на платье».Palitra_Azerbaydjana 4

Вообще, хочу подчеркнуть это особо, Муслим был абсолютным бессребренником. А ведь и в его жизни не обходилось без периодов, когда не на что было купить еду — он и сам пишет об этом в книге своих воспоминаний. Он много работал, много выступал. Но ведь в те времена львиная доля заработанного артистом шла в государственную казну, исполнителю же доставались крохи. Несмотря на это, Муслим никогда не гнался за выгодными с материальной точки зрения гастролями, хотя его ждали, хотели услышать, как говорится, вживую, в любом уголке тогдашней большой страны, а позже и за рубежом. Всегда с улыбкой вспоминаю такой факт: нас пригласили выступить в Калмыкии и мы получили от руководства филармонии телеграмму: «Куда и когда послать самолет?» Вот, как он был востребован…

Мне посчастливилось неоднократно быть свидетелем триумфа этого большого артиста, обладателя уникального голоса, покорявшего миллионы сердец. Я и сегодня хорошо помню те минуты, когда после выступления Муслима, участвовавшего в Днях культуры и искусства Азербайджана в Москве, зал Кремлевского дворца взорвался аплодисментами — а ведь это было только начало его исполнительской деятельности. Не забыть мне и первый сольный концерт будущей звезды, который прошел в Концертном зале имени Чайковского в сопровождении бурных рукоплесканий, переходящих в овацию.

Не было ни одного мало-мальски значимого события в стране, имею в виду Советский Союз, чтобы в концерте, посвященном этому событию, не выступал Муслим Магомаев. Иногда приходилось даже прерывать гастроли. Так было и тогда, когда в Москве отмечали юбилей Узеира Гад-жибейли и Муслима Магомаева-старшего.

Мы продолжали дружить с Муслимом и позже, когда я уже не был его администратором. Он всегда был верен дружбе. Его отличала от многих фантастическая скромность. Скромность до застенчивости. Однако при этом он сохранял внутреннее достоинство. И еще об одном. Он умел трезво оценивать себя, свое творчество, свои личные качества. Возможно, этим и объясняется его отказ идти работать в Большой театр, где в то время царила не очень здоровая атмосфера — интриги, зависть. Ему не хотелось становиться объектом всего этого.

Palitra_Azerbaydjana 5Я уважал в Муслиме его упорство, настойчивость. Он умел заставить себя сделать то, что надо сделать непременно. Был такой случай: в Запорожье, где он давал концерты, у него вдруг пропал голос — ну, бывает такое у певцов. Что делать? Неужели отменять очередной концерт? «Нет-нет, — сказал Муслим, — погоди, я попробую». И, представьте, он спел два концерта во Дворце спорта, и распевшись, предложил спеть еще один концерт. В нем была такая сила, обязательность перед своим зрителем.

Все знают, какой популярностью пользовался наш наделенный неземным талантом земляк и за рубежом. А первая зарубежная поездка Муслима была связана с его выездом в Финляндию, на Всемирный фестиваль молодежи и студентов вместе с оркестром Азербайджанского радио и телевидения под управлением Тофика Ахмедова, включенным в состав внушительной делегации Советского Союза. Должен сказать, что Муслим попал в группу от нашей республики по настоянию Тофика Кулиева, который сразу разглядел в юноше недюжинный талант, поверил в его большое будущее и всячески поддерживал его. И, как видим, он не ошибся.

Не могу не сказать и о том, что Муслима любил и во всем помогал ему великий Гейдар Алиев. И Муслим высоко ценил это, дорожил таким к себе отношением. Он был истинным патриотом, любил Азербайджан, родной Баку и все свои концерты начинал и завершал написанной им песней «Азербайджан». Она прозвучала, помнится, в концерте в Москве, в Кремлевском дворце, в честь Дня победы над фашизмом, а потом была исполнена им и в Баку в программе «Вечная слава героям»…

Мой рассказ о Муслиме, человеке, период работы с которым считаю одним из самых счастливых в своей жизни, получился, возможно, не очень стройным — воспоминания захлестывают. Ведь говорить об этом воистину легендарном певце, его душевной щедрости и обаянии можно до бесконечности.

Словом, я счастлив, что судьба подарила мне встречу с ним, возможность находиться рядом.

Palitra_Azerbaydjana 6

Уголок памяти в Москве

В сквере у дома Муслима Магомаева в Москве в дни его памяти всегда живые цветы.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>