Открытие песни

Скан статьи в pdf формате

Когда слышишь по радио или по телевидению песню в исполнении Муслима Магомаева, хочется отложить самые неотложные дела. Сегодня имя Магомаева широко известно, и, пожалуй, трудно сыскать певца более популярного.

Советский цирк. Февраль 1967 гСовсем юным комсомолец Муслим Магомаев стал участни­ком VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки, где достойно представлял советское вокальное искусство. Прошло еще немного времени, и с ним познакомилась Москва. Со сцены Кремлевского Дворца съездов худенький, стройный азербайджанец пленил самых требовательных слушателей. Потрясающе звучала в его исполнении песня Вано Мурадели «Бухенвальдский набат»:

«Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон…»

Выразительный голос чеканил каждое слово. Казалось, певец не пел, а говорил. Но это только казалось: в действительности он пел, постепенно развивая эпическую мощь музыки. Драмати­ческая экспрессия нарастала от фразы к фразе. Вслед за спо­койной суровостью первых тактов послышались гневные вспле­ски сильного голоса. «Люди, я любил вас, будьте бдительны» — звучали  в  ушах другие слова, которых нет в песне.

Молодой певец в совершенстве владеет голосом, но мы не замечаем вокальной техники: она лишь средство для творчества. Слушая Магомаева, мы всегда «видим» то, о чем он поет. Голос его убеждает, властно воздействует на слушателей. Песня А. Ост­ровского на слова поэта Л. Ошанина «Голос земли» в исполнении Муслима Магомаева звучит призывом, обращение к стихийным силам природы воспринимается как обращение к человеческому разуму и сердцу.

С детских лет жизнь Муслима Магомаева была тесно связана с песней. В доме Магомаевых музыку любили все. Достаточно сказать, что дед Муслима, тоже Муслим Магомаев, был извест­ным азербайджанским композитором, основателем Бакинской консерватории, автором национальной оперы «Наргиз». Любили музыку отец и мать Муслима — художник и актриса передвиж­ного театра.

ПЕСНИ

Полюбил музыку и Муслим. Сначала он учился игре на фор­тепьяно в школе-десятилетке, потом им овладело желание стать певцом. Уже подростком Муслим был широко известен среди бакинцев. Он щедро пел на вечерах молодежи и концертах художественной самодеятельности. Сам себе аккомпанировал на рояле или гитаре. Вскоре будущий артист поступил на первый курс Бакинской консерватории и одновременно попытался испробовать свои силы на сцене Государственного азербайджан­ского театра оперы и балета имени М. Ахундова.

Советское правительство сочло целесообразным послать Муслима Магомаева вместе с группой молодых вокалистов на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала». Вернув­шись из Италии, он с блеском исполнил на сцене бакинского театра  партию Фигаро в  «Севильском цирюльнике».

Итак, диапазон певца велик — от эстрадной песни до одной из сложнейших партий оперного репертуара. Казалось бы, все достигнуто! Но это только начало завоеваний: впереди целая творческая жизнь. Трудно сейчас сказать, «получится» ли из Ма­гомаева большой оперный артист. У меня такое впечатление, что Муслим переживает сейчас пору напряженных поисков «себя самого». Его интерпретация песен В. Мурадели и А. Островского свидетельствует о стремлении молодого певца превратить эст­раду в театр одного актера. Он прекрасный исполнитель серь­езного камерного репертуара. Наряду с ариями из опер, ро­мансами русских и зарубежных композиторов-классиков Маго­маев поет популярные народные испанские и итальянские песни и, конечно, песни советских композиторов. Музыкальное чутье помогает ему всякий раз оттенять не только то, что лежит на поверхности песни, но и то, что звучит в ней «за кадром». В од­ном концерте Магомаева звучат Моцарт и Чайковский, Верди и Римский-Корсаков, Куртис и Марини, Бабаджанян и Остров­ский. И это вовсе не всеядность, а стремление молодого арти­ста испытать себя во всех этих несхожих жанрах.

Не всегда и не во всем удается Магомаеву создать вокально-сценический образ. Иной раз певца «захлестывает» темперамент, а иной раз попытки драматизировать приводят его к переигры­ванию, дробят вокальную фразу, нарушают кантилену. Но даже самые строгие судьи молодого исполнителя понимают, что это происходит от незавершенности творческого роста. Растет и крепнет талант Муслима Магомаева. Недавно на од­ном из концертов он исполнил ариозо Онегина из шестой картины оперы Чайковского. Ариозо прозвучало не коронным но­мером баритона, обычно исполняемым на «бис», а как монолог внезапно прозревшего человека, мысли и чувства которого пол­ны радостью ожидания. Полноводной рекой лился теплый голос, звуки плавно тянулись друг за другом, светлел тембр. Сколько в его Онегине было энергии и силы!

Умеет Муслим Магомаев быть и проникновенным лириком. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать в его исполнении романсы «Сон» Рахманинова, «Хотел бы в единое слово…» Чайковского, «Арабскую мелодию» Гуно.

И везде, будь то ария, романс или эстрадная песня, Муслим Магомаев не только излагает музыкальную мысль, но и то, что за нею скрыто. Он способен заразить своим темпераментом зрительный зал или заставить его проникновенно слушать и понимать подтекст, воплощая в художественных образах светлые идеалы, тонко передавая мироощущение передового человека нашей эпохи.

Г.  БАРАНОВА

 


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *