Ответ азербайджанцев чеченцам устами Муслима Магомаева
Видеосюжет «CHECHEN_INFO» из цикла ЖЗЛ — «Птенцы гнезда Магомаевых» о корнях и истории рода Магомаевых
На чеченском сайте www.grozny-inform.ru опубликован материал «Голос, пленявший весь мир» М. Ясаев в котором автор говорит о том, Муслим Магомаев был чеченцем, а не азербайджанцем. Предлагаем читателям Trend Life материал с некоторыми сокращениями и наш ответ коллегам.
» Пишу об этом с болью, потому что в разных регионах России и в Азербайджане проходят акции, посвященные памяти Муслима Магомаева. Так, 17 августа текущего года, в день рождения певца в Москве, у дома, где жил Муслим, состоялся стихийный митинг, посвященный его памяти! По зову сердца собрались тысячи почитателей его духовного наследия разных национальностей! Митинг проходил с исполнением его песен, декламацией стихов, посвященных его памяти!.. Закончилась акция… возложением цветов у подъезда его дома! Далее мною получена информация, что в день годовщины смерти певца, 25 октября сего года, в Баку устанавливается мемориальный памятник великому артисту. Это должно быть очень обидно нам…ибо в его жилах не было ни одной капли азербайджанской крови. Он был чеченцем!
Здесь можно предвидеть возражения обывателей (и не только) о том, что он сам при жизни нигде и никогда не называл себя потомком чеченцев. Во-первых, это не соответствует действительности. Есть случаи, когда он называл себя таковым…об этом я писал в своей первой статье, написанной по случаю кончины певца в октябре 2008 года…
Во-вторых, не отказывается же армянский народ от Шарля Азнавура, армянина по происхождению, из-за того, что тот на всех Парижских перекрестках с гордостью называет себя французом… Армянский народ считает его и, вполне справедливо, своим героем, пусть и этническим…
И таких примеров можно найти сколько угодно. А в случае с Муслимом как раз и проявился именно его чеченский максимализм. Видимо, чувствуя свой божественный талант, он не мог позволить себе прозябать до того, чтобы сгинуть здесь окончательно… во вторых, в тот период ему не было никакой перспективы для творческой самореализации за рамки тогдашней Чечено-Ингушетии из-за реальной «второсортное» республики, связанной с возвращением из депортации. Дамоклов меч недоверия и нежелание центра сделать тогдашнюю Чечено-Ингушетию равной среди других республик были явными и недвусмысленными.
Дамоклов меч недоверия и нежелание центра сделать тогдашнюю Чечено-Ингушетию равной среди других республик были явными и недвусмысленными.
Муслим в своей автобиографической книге: «Живут во мне воспоминания!» пишет, что он понял, ни работать, ни учиться здесь ему не суждено, именно из-за отсутствия всякой перспективы… Тяготил его, по его собственному признанию в книге, и гнет чи¬новников от культуры. Муслим пишет, что зарплату в Грозненской филармонии платили раз в несколько месяцев. «Из-за жадности директора филармонии я впервые в жизни оценил вкус обычного черного хлеба с килькой… В продуваемых всеми ветрами гостиницах мы с женой Офелией кормили клопов… И не было никакой перспективы получить сколько-нибудь сносного жилья…» К тому же, по возвращении из Хельсинки со Всемирного фестиваля молодежи и студентов, где впервые получил всемирную известность — обнаружил в почтовом ящике своей бакинской квартиры телеграмму от министра культуры Чечено-Ингушетии с угрозой, что, если в течение определенного срока не оплатит проживание в гостинице «Кавказ» — будет отдан под суд… Скажите на милость, с каким воодушевлением после всего этого он будет называть себя чеченцем. Человек, рожденный адыгейкой по фамилии Ханжалова в городе Баку. Отец его, Магомед — метис, от деда чеченца, композитора М. Магомаева и бабушки-татарки Байдегюль Трегуловой. Рос среди бакинской музыкальной богемы. Учился в прекрасной музыкальной школе — десятилетке при Бакинской консерватории и при всем этом, до приезда в Грозный уже имел известность в Баку… Скажите, пожалуйста, зачем ему нужна была эта Чечено-Ингушетия после всего этого. Я думаю, не нужна была. И этому имелись все основания.
Хотя если бы тогдашние чиновники республики отнеслись к нему с должным вниманием и помогли ему творчески самореализоваться, может быть он и остался бы жить и работать в республике и признал бы себя чеченцем… Но, как говорится, история не имеет сослагательного наклонения.
И, тем не менее, Чеченская Республика и ее народ имеют больше оснований считать этого великого певца своим, нежели любой другой народ или республика. Этнически, по крови, он, все-таки — чеченец: ни татарин, ни адыг, ни тем более азербайджанец. А именно чеченец. Поэтому нужно признать его своим так же, как признаем мы своими Александра Чеченского, художника Петра Захарова, турецкого генералиссимуса — Мехмет Пашу, Бувайсара Сайтиева, живущего в Дагестане и т.д.
А, признав, думаю, нужно увековечить его имя, хотя бы назвав одну из улиц Грозного его именем. Тем более, что многие улицы нашей столицы имеют названия, не несущие никакой смысловой нагрузки для истории чеченского народа.
Если представить невозможное и спроецировать его приезд в молодости в нашу республику на настоящее время, при Президенте Рамзане Кадырове… думаю, он с удовольствием признал бы себя чеченцем.
Дала гечдойла цунна! Дала ялсмане хьаша вой па и за а, цунна т1ег1ондолу вай а.»
Ответ коллегам мы приведем из книги Муслима Магомаева «Любовь моя — мелодия»:
«Как-то я участвовал в очередном концерте в Кремле, посвященном то ли государственному празднику, то ли какой-то годовщине. Обычный концерт высокого уровня, куда приглашали артистов со званиями «народных». Я был уже человек известный, и многих интересовала моя родословная. После выступления вышел в фойе, вижу группу, в центре которой Махмуд Эсамбаев о чем-то увлеченно рассказывает. Увидел меня:
-Мы о тебе, Муслим, говорим. Скажи им сам, кто ты по национальности.
— Азербайджанец.
— Как азербайджанец?! — Махмуд от удивления аж свою знаменитую папаху заломил.
— Так. Если ты хочешь сказать, что я чеченец, то я не могу этого утверждать с полной уверенностью, потому что сам не знаю. Зато точно знаю, что родина моя -Азербайджан, я там родился. Эта земля меня вскормила. В Баку я получил образование и стал тем, кто я сейчас есть… Марио Ланца был итальянцем? Нет, он был американцем. Он по-итальянски только пел. Как можно считать
человека чеченцем только потому, что его прадед когда-то давно жил в Грозном? Махмуд ненадолго обиделся, но потом наша дружба возобновилась.»
В книге также говорится о том, как предки Магомаева оказались на чеченской земле.
« В прошлом веке (19 веке) знаменитый горец-герой Шамиль шел со своим войском по Северному Кавказу с прекрасной миссией — объединить все кавказские народы. Он брал малых детей из одного селения и перевозил в другое — делал межплеменной, межнациональный замес, в который совсем еще несмышленым мальчишкой попал и мой прадед. Откуда Шамиль привез его, никто не знает. (Для меня это не столь важно. С таким количеством кровей, что перемешаны во мне, я по самой природе своей интернационалист.)
Потом мой предок оказался в Грозном, где был кузнецом-оружейником, жил в маленьком домике на улице Субботников (так она называлась в то время, когда я работал там, а Грозный был столицей тогдашней Чечено-Ингушетии). В семье кузнеца Магомета было три сына и три дочери. Несмотря на трудную жизнь, родители дали сыновьям образование. Неподалеку от домика Магомаевых находилась Грозненская городская школа, которую братья и закончили. Мой дед Муслим продолжил учебу в Закавказской учительской семинарии в городе Гори…
Кем был мой прадед по национальности, неизвестно. Давно умерла родная сестра деда Маликат. Когда я расспрашивал ее о происхождении нашего рода, она только хитро улыбалась и отговаривалась легендой о Шамиле…»
Муслим Магомаев всегда гордился тем, что он азербайджанец и воспевал страну в своих композициях, говорил в документальных фильмах и в интервью, с теплотой отзывался о своей Родине. Воспитал его Азербайджан и Родиной считал именно
P/S
Кстати, на сайте опубликован материл «И стали кумыки азербайджанцами…» о родословной Магомаева, где «приводятся доказательства» о кумыцких корнях Муслима Магомаева…
Комментарии: |
Добавить комментарий