Песня остается с человеком
17 августа великому певцу исполнилось бы 70 лет
Его называли Орфеем советской эстрады. Подобно мифическому герою, который при помощи подаренной ему Аполлоном лиры мог легко укрощать диких животных и двигать леса и горы, Муслим Магомаев обладал полной властью над зрительным залом.
Он стажировался в миланском «Ла Скала» и пел в парижской «Олимпии», стал лауреатом музыкальных конкурсов в Сопоте и Каннах, народным артистом Азербайджана и СССР. Ему был под силу любой репертуар: от сложнейших оперных арий до «несерьезных» вещей вроде «Свадьбы», «Королевы красоты» или саундтрека к мультфильму «По следам бременских музыкантов». Кстати, о любви, которую он воспевал, Муслим Магометович знал не понаслышке — с красавицей-певицей Тамарой Синявской певец прожил более 30 лет и до конца своих дней дарил любимой цветы. Сегодня о Муслиме Магометовиче вспоминает его коллега, друг и сосед Владислав Аркадьевич Верестников.
Владислав Верестников: «Муслим был максималистом и часто повторял: «Хочу, чтобы меня запомнили молодым!» |
«НА ОДНОМ ИЗ КОНЦЕРТОВ МАГОМАЕВА НА СТАДИОНЕ ХЛЫНУЛ ДОЖДЬ — ВОДА СТОЯЛА СТЕНОЙ. НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НЕ УШЕЛ»
— Владислав Аркадьевич, говорят, вас с Муслимом Магомаевым познакомили ваши жены. Это правда?
— Да. Случилось так, что Тамара Синявская и моя жена, Людмила Сергиенко, вместе были на стажировке в Италии, где и подружились. Когда и мы с Муслимом познакомились, оказалось, что у нас много общего — на самые разные темы мы могли говорить часами. Мы с Тамарой и Людой были первыми слушателями всех его произведений, он их, можно сказать, проверял на нас. Продлилась наша дружба до последних его дней, а это больше 30 лет.
— Вы относились к Муслиму Магометовичу с почтением, хотя почти ровесники. Чем он вас так восхищал?
— Мы познакомились, когда мне было 30 лет, ему — 34. Большинство хитов и грандиозных концертов, которые принесли Магомаеву феерическую славу, были уже позади, впереди — некий творческий спад. Он скрупулезно перебирал свой репертуар, анализировал его, искал произведения, соответствующие его возрасту. К сожалению, их ему уже не писали в таком же большом количестве, как раньше, — композиторы предпочитают более молодых исполнителей.
К тому же Муслиму было сложно угодить: он был пристрастен не только к музыке (три аккорда его не устраивали, это должна была быть гармонизированная мелодия), но и к словам — ему нужен был не просто текст, а высокая поэзия.
Магомаев любил патетический репертуар, музыку пафосную, где было много нюансов и можно сначала петь пиано — вполголоса, чуть ли не шепотом, и тут же — фортиссимо, то есть громко, мощно.
Диапазон его творчества был широчайшим: на одном концерте он исполнял Глюка, Бетховена, Верди, итальянские канцоны и песни азербайджанских композиторов. Не каждому это дано — кроме Муслима, могу назвать разве что Георга Отса. Сколько другие певцы ни пытались скопировать его манеру исполнения, у них это не получалось. По этой же причине Магомаев не пользовался особой популярностью у пародистов: он был им просто не по зубам.
— Говорят, талантливый человек талантлив во всем…
— Муслим был потрясающим музыкантом — дирижером, пианистом, композитором. А друзья-художники, среди которых были Таир Салахов, Саша Шилов, Никас Сафронов, высоко ценили его живопись.
Магомаев стал самым молодым народным артистом СССР. «Популярность у него всегда была сумасшедшая» |
Магомаев писал в реалистической манере, но у него было какое-то свое видение — чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на портреты Моцарта, Бетховена, Верди, Чайковского его кисти. Главный упор он делал на глаза: у всех магомаевских героев они яркие, пронзительные и живые, а, например, у его Пушкина — потрясающе голубые.
— Рассказывают, что если у Муслима Магометовича возникало хоть какое-то сомнение по поводу того или иного произведения, он наотрез от него отказывался.
— Такая принципиальность в творчестве отличала его от других исполнителей. Многие великие музыканты нашего времени считали за честь знакомство с Магомаевым. К сожалению, Муслиму не удалось поработать со всеми, с кем он хотел. Например, у них мог бы получиться очень хороший дуэт с Рихтером (представляете, какой это был бы аккомпанемент!), но проект сорвался.
«О море, море! Преданным скалам ты ненадолго даришь покой…». С Тамарой Синявской, 70-е годы |
— А вам довелось вместе работать?
— В театре — нет, но несколько раз они с Тамарой брали нас с женой на гастроли. Так, мы ездили и в Тулу, и в Челябинск. Помню, на одном из таких выездных концертов на стадионе во время выступления Магомаева хлынул дождь, да такой сильный — вода стояла стеной. Над Муслимом раскрыли зонтик, который его почти не защищал, поэтому к концу выступления певец весь вымок. Но ни один человек не ушел, как, впрочем, и сам Муслим. Мы часто бывали с ним и в Баку.
«МУСЛИМ ГОВОРИЛ: «АЗЕРБАЙДЖАН — МОЙ ОТЕЦ, РОССИЯ — МОЯ МАТЬ»
— В Азербайджане Магомаев, наверное, был национальным героем?
— В иерархии народных любимцев Муслим стоял, наверное, рядом с Рашидом Бейбутовым. Он написал о своей стране много красивых песен, одна из которых стала полуофициальным гимном.
Муслим Магомаев был любимым певцом Леонида Брежнева. С Леонидом Ильичом, советским композитором и дирижером Ниязи, азербайджанскими оперными певцами Лютфияром Имановым и Рашидом Бейбутовым |
Да и начинал работать на сцене Бакинского оперного театра, где впервые спел Фигаро в «Севильском цирюльнике» — свою коронную партию, арию и каватину из которой впоследствии часто исполнял на своих концертах.
Муслим говорил: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать». Его тянуло в Баку, но он любил и Россию, прекрасно знал ее язык и культуру. Мусульманин по рождению, он молился на православные иконы. А еще потрясающе говорил и пел на итальянском и английском, хорошо чувствовал мелодику этих языков. Я бы, пожалуй, назвал его человеком мира.
— Ему так легко все давалось?
— Чем больше усилий он прилагал, тем больший заряд жизненной энергии получал. Сочиняя новую песню или работая над картиной, Муслим ходил по квартире, как беременная перед родами. А еще в его душе всегда звучала музыка, она никогда не затихала — вместе с ним ходила, разговаривала, пила, ела.
— Муслим Магомаев и Тамара Синявская были очень красивой парой!
С первым космонавтом планеты Юрием Гагариным и его супругой Валентиной |
— Муслим и Тамара идеально подходили друг другу: когда они пели вместе, сливались в единое целое не только их голоса и тембры, но и, мне кажется, дыхания. Да и чисто внешне пара радовала глаз, поскольку оба были очень яркими и какими-то не по-советски стильными.
— У них был гостеприимный дом?
— Они приглашали только тех, кого Муслим хотел видеть, с кем ему было комфортно, поэтому в их квартире никогда не собирались большие компании. Если планировался банкет, заказывались столики в ресторане. Часто это случалось после концерта. Магомаев мог спеть два отделения (а потом еще и третье, на бис!) и совершенно не устать — наоборот, приходил в какое-то особое расположение духа. Зал ревел и стонал от восторга, а работники концертного зала нервничали — им нужно было все убирать, сдавать зал, тушить свет. Тогда Муслим приглашал самых преданных зрителей в ресторан, где угощал и снова пел.
Магомаев обожал удивлять. Помню, как-то звонит: «У меня для тебя сюрприз!». Захожу — стоит маленького роста лысоватый мужичок. Муслим говорит: «Знакомься, это Робертино Лоретти!». Я чуть не упал от неожиданности, а он радовался, как ребенок: значит, удивил! Мы тогда провели замечательный вечер.
Если у него вдруг появлялась какая-то особая азербайджанская еда, которую ему привозили с его родины, Муслим непременно должен был ею с кем-то поделиться — не мог есть один. Вообще, он был совершенно неприхотлив в еде, если ему нужно было похудеть, то садился на одну отварную курицу, причем сам себе ее готовил и не поддавался соблазнам. В этом смысле он был человеком железной воли, умел держать себя в руках.
— Как все оперные певцы, Муслим Магометович был склонен к полноте?
С первым секретарем ЦК КП Азербайджана Гейдаром Алиевым и уроженцем Баку Мстиславом Ростроповичем |
— Бывало, что ему нужно было сбросить несколько килограммов для съемок в кино и на телевидении. Но однажды он похудел до неузнаваемости, мы ему тогда сказали: «Муслим, это не ты!». Худоба ему не шла, как человек восточный, он должен был быть, что называется, в соку.
— О чем мечтал Муслим Магометович?
— Казалось бы, у него было все для комфортной жизни: прелестные мебельные гарнитуры, замечательная посуда, старинный белый рояль. Почетное место в доме занимали вещи великого Марио Ланца, которого Муслим обожал, даже написал о нем книгу. Он был знаком с американским поклонником Ланца, который создал в честь певца музей и помог купить эти раритеты.
Единственное, чего Магомаеву не хватало, — это большой профессиональной звукозаписывающей студии — у него дома была, но маленькая. Дело в том, что Муслим обожал записывать музыку — симфоническую, эстрадную. А как он качественно реставрировал свои собственные старые записи! Хотя был человеком без высшего технического образования, что называется, дружил с техникой: у него появился один из первых в Москве видеомагнитофонов, позже — один из первых в стране сайтов.
С дочерью Марио Ланца Элисой Ланца |
«НА ОЧНОЙ СТАВКЕ ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЯКОБЫ РОДИЛА ОТ МАГОМАЕВА ДОЧЬ, НЕ СМОГЛА ВСПОМНИТЬ, В КАКОЙ ГОСТИНИЦЕ ПРОИЗОШЛА ИХ ВСТРЕЧА»
— Правда, что певец до последних дней общался со своими поклонниками по интернету?
— И выполнял их просьбы — он мог снять с себя последнее, чтобы помочь человеку, который тронул его своей историей. Когда он был депутатом Верховного Совета Азербайджана, чего у него только не просили. Как-то Муслим мне говорит: «Представляешь, мне написал человек, у которого в деревне не хватает какого-то силового трансформатора. Понятия не имею, что это такое, но хочу помочь». То он выискивал деньги на освещение улиц в сельской местности, то помогал пожилым и больным людям. Даже если видел, что просители хотят воспользоваться его добротой в корыстных целях, все равно не отказывал.
Популярность у него всегда была сумасшедшая. Помню, когда мы только познакомились, Муслим с Тамарой жили на Таганке, в Гончарном переулке, в небольшой квартире на восьмом этаже.
Владислав Верестников с супругой — солисткой Большого театра Людмилой Сергиенко — в гостях у Тамары Синявской и Муслима Магомаева. «Муслим и Тамара идеально подходили друг другу» |
Если что-то случалось с лифтом и приходилось подниматься пешком, то на каждом этаже нам встречались поклонники Магомаева — интеллигентные мальчики и девочки с его портретами и букетами цветов. Они так не похожи на нынешнюю молодежь, которая каждый вечер собирается у памятника Муслиму в Москве — он стоит как раз напротив моих окон. Эти молодые люди садятся к монументу спиной, поют что-то свое, не имеющее никакого отношения к творчеству Магомаева. Но главное — сквернословят, пьют, курят. Думаю, Муслиму, который за всю свою жизнь не сказал ни одного матерного слова, это бы не понравилось.
— Но, между прочим, Муслим Магометович много курил!
— По нескольку пачек в день. Это было удивительно: казалось бы, человек создан Богом для пения, обладает невероятной силой воли, а не способен избавиться от никотиновой зависимости. Муслим мог бросить все, что угодно, но не курение. Иногда мне кажется, что он стремился к смерти, и курение было одним из способов ее приблизить. Он и умирал с сигаретой в зубах.
С Робертом Рождественским и Арно Бабаджаняном Магомаев плодотворно сотрудничал — специально для него поэт и композитор написали несколько песен, ставших хитами. Один из главных — «Ноктюрн»Фото «РИА Новости» |
— Муслим Магометович ушел из жизни в 66 — не самый преклонный возраст…
— До 60-ти все было хорошо, а после этого рубежа с ним что-то случилось. Его ставила в тупик современная жизнь — он не понимал, почему все так изменилось. Его больно ранил тот факт, что на эстраду проникают люди безголосые, без музыкального образования. Муслим все глубже и глубже погружался в свое депрессивное состояние.
К тому же он пережил сильнейший стресс — его начали клевать в желтой прессе, клеветать на него. Придумывали какие-то истории, которых никогда не было, обвиняли в том, что он является отцом внебрачного ребенка.
— Миллионы мужчин сталкиваются с такими обвинениями, большинство из них просто не обращают на это внимания!
— Муслим был человеком чести и не мог смириться с тем, что его обвиняют в недостойном поступке, да еще и публично поливают грязью. Правда, когда ему устроили очную ставку с девушкой, которая якобы родила от него дочь, оказалось, что она не может даже вспомнить, в какой гостинице произошла ее встреча с Магомаевым.
У рояля — Муслим Магомаев, поют — народные артисты СССР Анатолий Соловьяненко и Зураб Соткилава |
В общем, гнусная история! Но на Муслиме она сказалась разрушительным образом. После травли, организованной ему в прессе, он не хотел больше жить: это был его сознательный выбор, и организм сам переключился на режим самоуничтожения.
«В МАГОМАЕВЕ ОЧЕНЬ СИЛЕН БЫЛ ДУХ ПРОТИВОРЕЧИЯ»
— В это же время Магомаев решил уйти со сцены — у него начались какие-то проблемы с голосом?
— На мой взгляд, его уникальный голос до конца дней звучал так же, как и раньше, но тут нужно учитывать характер Муслима — он был максималистом, даже минимальные, незаметные для постороннего уха изменения в голосе могли стать причиной его решения. В то время он часто повторял: «Хочу, чтобы меня запомнили молодым!».
Тамара Синявская и Муслим Магомаев были одной из самых красивых пар оперной и эстрадной сцены |
К тому же в Магомаеве очень силен был дух противоречия: все уговаривали его остаться, вот он и решил сделать наоборот. Обычно, если Муслиму говорили, что у него высокая температура и красное горло, поэтому надо лежать в постели и пить горячий чай, он пил воду со льдом и выходил на сцену. Кстати, бывали случаи, когда он давал концерты с ангиной, и это никак не сказывалось на его вокальных данных. У него был уникальный голосовой аппарат.
— В последнее время вы с Муслимом Магометовичем виделись?
— К сожалению, за год до смерти он перестал с кем-либо общаться. Пока мог ходить, мы с ним много гуляли и беседовали обо всем на свете
Любимец Муслима Магометовича и Тамары Ильиничны пудель Чарлик ушел вслед за хозяином через несколько недель после его смерти. «Тамара — очень сильный человек, поэтому, к сожалению или к счастью, в нашей поддержке не нуждается»Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
. Но потом началась декомпенсация сердца — оно перестало выводить жидкость из организма, результатом чего стали отеки и проблемы с ногами, к тому же был защемлен седалищный нерв… Муслим испытывал адские боли. Помню, как он говорил: «Не пойму, как я сейчас вообще стою, — ноги печет огнем, кажется, что они отваливаются».
Муслим не хотел, чтобы кто-нибудь, включая самых близких людей, видел его в таком состоянии. Из-за этого даже «скорую помощь» не вызывал. Они с Тамарой вызвали врачей только один раз, когда ему стало совсем плохо, но спасти его уже было нельзя. Муслим вообще панически боялся больниц и поликлиник, мечтал умереть дома — так и случилось. Его не стало 25 октября 2008 года рано утром, между четырьмя и шестью часами утра, врачи поставили диагноз: левосторонний ишемический инсульт.
— Наверное, вам Муслима Магометовича очень не хватает?
— В снах мы по-прежнему дружим. Правда, когда я пытаюсь его обнять, он всегда говорит: «Не надо, меня нет — я умер». И в этом тоже я вижу заботу обо мне: обнимать во сне мертвого человека всегда считалось плохой приметой. У меня дома хранится много его подарков, которые постоянно о нем напоминают.
— А вы сейчас поддерживаете Тамару Ильиничну?
— Тамара — очень сильный человек, поэтому, к сожалению или к счастью, в нашей поддержке не нуждается. Мы все меньше и меньше видимся, хотя живем в одном доме. После смерти Муслима она ушла глубоко в себя. Думаю, ей очень его не хватает, ведь муж был для нее настоящим другом, поддержкой и опорой.
Людмила ГРАБЕНКО
Комментарии: |
Добавить комментарий