Публикации

publishen

 

             Караван. Коллекция историй №1 Январь/2017

«Милочка — интересуется Сенявская,- какие у вас отношения с Муслимом?» Вроде как она не в курсе. Я отвечаю: «Нет никаких отношений, мы разошлись». — «Как?!» — «А вот так! Самые лучшие его годы отданы мне, — и тут я процитировала Зощенко — но «задние тоже хочут». Пускай задние его и получат!»

              Oxu.Az 13 дек. 2014 год

 Самый неожиданный подарок Агаларов получил от Тамары Синявской — вдовы легендарного Муслима Магомаева.

             «Бакинский рабочий» 02 сентября 2014 год

Орфей ХХ века. В Древней Греции все оценивалось с позиций единства человека и Космоса, духовного и материального, этического и эстетического. Прекрасное — это не только красивое, но и нечто гармоничное, вечное… Орфея обожествляли не только за голос и музыкальность, но и за то, что он принес людям свет, надежду на возрождение.

              Баку /Trend/ 11 октября 2014

В Баку состоялось открытие после реконструкции одиннадцатилетней музыкальной школы №26 имени Муслима Магомаева (M.Maqomayev adına 26 nömrəli Onbirillik Musiqi Məktəbi), сообщает Trend Life со ссылкой на пресс-службу министерства культуры и туризма Азербайджана.

              «Жизнь и Любовь» ноябрь 2014 год

 Про него слагались легенды, гуляли самые фантастические сплетни… Поклонницы не только носили на руках самого Магомаева, но однажды доставили на плечах после концерта автомобиль, в котором находился артист, до подъезда гостиницы.

             «Музыкальный журнал» 01. февраля 2013 года

Появление Муслима Магомаева в музыкальном мире Советского Союза можно сравнить разве что с невероятной силы цунами, ломающим все устои, каноны и законы. Он ворвался на сценические и концертные площадки и властно подчинил своему таланту всех и вся.

             «Вестник Кавказа» 17 августа 2013

Сегодня народному артисту СССР, великому советскому, российскому и азербайджанскому певцу Муслиму Магомаеву исполнился бы 71 год. В связи с этой датой «Вестник Кавказа» попросил известного актёра, художественного руководителя Государственного академического Малого театра России Юрия Соломина поделиться воспоминаниями о великом певце. Соломин рассказал о первой встрече с «солнечным баритоном» города Баку.

              НИРА «Аксакал» 10 сентября 2013

… Для меня символично, что это число, обратное его дню рождения, ибо впервые я решил написать о человеке, который прошёл через всю мою сознательную жизнь. С песнями в его исполнении я рос и формировался как человек. То, как он умел мощно, потрясая пространство, исполнять форте, наполняло душу ощущением могущества воздушного и морского пространства! А потом приходило понимание, что не только его форте повествовало о необъятной силе нашей вселенной, а пиано приносило задушевность, вызывало слёзы, говорило о тонкости чувств, о хрупкости мира.

             НТВ 25 июня 2012 год

По сообщению программы «Русские сенсации», недавно скандал разгорелся с новой силой. «Американский сын» посетил могилу Магомаева в Баку и даже сфотографировался у его памятника, о чем сообщили азербайджанские СМИ.

             «Имена: люди, судьбы, времена»(«Отдохни!») август 2012 год

Все домашние, когда с благоговением говорили об инструменте, подаренном дедушке Муслима в честь окончания Горийской семинарии, упоминали какого-то Амати, находившегося под декой. И какого же было разочарование будущего певца, когда никого в таинственных «внутренностях» не оказалось. Лишь фамилия знаменитого мастера, начертанная чернилами. «Игрушки разбирать интереснее», — подумал тогда мальчик.

             Ourbaku. 9 сентября 2012 год

Одним из летних вечеров 1969 года у Вики дома собралась компания. Было шумно, очень интересно и весело. Вдруг Муслим попросил ручку и что-то стал записывать на салфетке.
Записав, спрятал салфетку в карман.

Сейчас, по прошествии стольких лет, понимаешь – какая же это жалость, что та салфетка не сохранилась. Это была реликвия-клавир песни «Синяя вечность».

              «Story» № 4 2012 год

В истории фантастического успеха Муслима Магомаева нет белых пятен. Ни синатровской мафии, ни элвисовской мистики — все ясно как божий день: одарен природой, любим властями, боготворим публикой. И все-таки одна загадка есть…

             «Литературная газета» 8 августа 2012 год (Интервью Анатолия Горохова)

На этом мы не остановились. Были ещё драматичная «Тревога рыбачки», шлягерная «Далёкая-близкая» – «Ты и за тысячу три версты для меня близка». Мне кажется, Муслима недооценивают как композитора. Однажды он написал песню, фонограмму оркестровую записал. Слушаю: удивительно красивая мелодия, всё сделано блестяще.

             «Факты и комментарии» 17 августа 2012 год

Для меня, мальчика из небольшого поселка в Днепропетровской области, не знавшего нотной грамоты, Магомаев всегда был кумиром. До того, как я попал в Большой театр, мне пришлось пройти достаточно сложный путь. Но именно благодаря Большому я и познакомился с Муслимом.

             «Бакинский рабочий» 17 августа 2012 год

Когда читаешь восторженные отклики на выступления певца в Париже, с трудом веришь, что и туда Муслим попал лишь благодаря заступничеству Екатерины Алексеевны Фурцевой. Оказывается, в Азербайджане в то время он на полгода был объявлен наказанным… за то, что «уже исчерпал лимит выступлений и заработал больше, чем разрешалось финансовыми органами!» 

             «Бульвар Гордона» 14 августа 2012 год

Солист Большого театра, друг и сосед Муслима Магомаева, Владислав Вересников: «После травли, организованной ему в прессе, Муслим не хотел больше жить: это был его сознательный выбор, и организм сам переключился на режим самоуничтожения»

            Азербайджан, Баку, 11 сентября 2012

Они никогда не соревновались за первенство на музыкальной сцене, а всегда с большим уважением и достоинством относились к творчеству друг друга, отличались высокими человеческими качествами и были примером для всех. Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон — эти великие личности Азербайджана и России всегда связывала настоящая мужская дружба. Сегодня народному артисту СССР Иосифу Кобзону исполнилось 75 лет. И в этот знаменательный день мы представляем читателям Trend Life материал » История одной мужской дружбы».

             Азербайджан, Баку, 17 августа 2012

Своими воспоминаниями о встрече с великим певцом и человеком с Trend Life поделился оперный певец, лауреат международных конкурсов, первый победитель Международного конкурса вокалистов имени Муслима Магомаева, солист Нюрнбергского государственного оперного театра Джавид Самедов.

              Азербайджан, Баку, 17 августа 2012

Своими воспоминаниями о встрече с великим певцом и человеком поделился с Trend Life актер Русского драматического театра имени Самеда Вургуна, ведущий телеканалов АзТВ и «Культура»Олег Амирбеков.

             Газета «Ингушетия» 25 августа 2012 год

В 1961 году я, как и тысячи жителей тогдашней Чечено-Ингушетии, был без ума от певческого таланта мало кому тогда известного Муслима Магомаева. Впоследствии, когда он стал любимцем всего многонационального советского народа, начиная от генсека ЦК КПСС и кончая  последним колхозником, я с некоторой долей гордости отмечал, что старт его популярности дала столица Чечено-Ингушетии, а я был свидетелем этого ошеломляющего старта.

             Азербайджан, Баку, 16 августа 2012

Всемирно известный певец Муслим Магомаев был гордостью родного Азербайджана и всегда в своих песнях прославлял Родину, пропагандировал азербайджанскую музыку. Сложенная им на стихи народного поэта Наби Хазри величественная песня «Азербайджан» является одним из прекраснейших произведений, посвященных нашей стране. Последняя его песня «Прощай, Баку» — это с болью сердца написанная песня о любви к земле, которая его родила, которая дала ему возможность стать тем, кем он стал.

              Журнал «Esquire»  17 марта 2011

Он был простым и великим одновременно, такой понятный и непредсказуемый — это все Муслим Магомаев. Редкостный пример истинного певца, ставшего суперзвездой, яркое дарование которого особенно видно на фоне эстрадных исполнителей, заполонивших российскую сцену. Не много найдется в отечественной эстраде тех, кто может даже после смерти Магомаева соперничать с ним по популярности.

              Издательский Дом «Новый Взгляд»15 сентябрь 2011

В этот день, с самого в центре Москвы утра цветочные киоски работали с полной нагрузкой. Удивленные продавцы спрашивали: что случилось, вроде бы не 8 марта, 15 сентября сегодня…

И не знали, пока кто-то из покупателей не объяснил им, что этот день навсегда останется в истории нашей Москвы, всей огромной России. В столице состоялось торжественное открытие памятника Муслиму Магомаеву.

             «Вестник Кавказа» 25 октября 2010 год

«Я, как азербайджанец, счастлив, горд и восхищен тем, как Россия любит Муслима и хранит память о нем», — сказал друг детства Муслима Магомаева, ректор Бакинской музыкальной академии, народный артист СССР Фархад Бадалбейли. Говоря о высоких человеческих качествах певца, он подчеркнул, что Муслим Магомаев был абсолютно лишен чувства зависти, искренне восхищался большими талантами, помогал способным музыкантам обрести свой путь в искусстве. 

             «Эхо планеты»  2011 год

В центре Москвы состоялась торжественная церемония открытия памятника народному артисту СССР певцу Муслиму Магомаеву. Монумент установили в сквере у посольства Азербайджана в России, на пересечении Елисеевского и Вознесенского переулков. Это место было выбрано не случайно — ведь буквально в соседнем доме жил сам певец.

             «Столетие» 27 октября 2011 год

Фронтовика привела в редакцию небольшая заметка, опубликованная в одном из крымских еженедельников, в которой утверждалось, что отец известного певца Муслима Магомаева погиб и похоронен в Польше. 

              «Palitra Art», ноябрь 2010 год

Муслим был незауряден не только как певец. Он и человеком был незаурядным и очень светлым, Личностью с большой буквы. Общение с ним приносило радость. Мне кажется, это потому, что он излучал положительную энергию. Казалось, что, окунувшись в магомаевский мир, люди обязательно должны стать лучше.

             Журнал «Крестьянка»  2010 год 

 В 1962 году двадцатилетний, никому не известный певец впервые вышел на сцену Кремлевского Дворца Съездов. Одетый в единственный, до блеска заглаженный костюм, он спел свои две песни так, что за кулисы вернулся уже в статусе «звезды». Шеститысячный зал во главе с министром культуры Екатериной Фурцевой стоя приветствовал дебютанта. «Наконец-то у нас есть свой баритон!» — счастливо воскликнула она. И началась сказка.

              Журнал «Баку» Январь 2009

С одной стороны, его пение — это нечто само собой разумеющееся, с другой — в нем неизменно сквозила экзотика. Во внешности, имени и голосе было что-то из ряда вон.

             «Комсомольская правда» 26 Октября 2009 год

Попробовала: мягко, вкусно, но что это конкретно разобрать не могу. Что-то такое нежное, прямо тает во рту и на мясо похоже. Я еще взяла – понравилось! Муслим рядом сидит и хохочет: «Что нравится Таня?». «Ага, говорю, вкусно очень». «А знаешь, что ты ешь? Это змея!»

               Журнал «Passage» февраль 2009 года

C Муслимом Магомаевым я проработал бок о бок без малого четверть века. Практически с того дня, как он стал Муслимом Магомаевым, точнее, с той самой минуты. Он появился на сцене, как гром среди ясного неба и в одночасье стал ее королем.

             Trend Life 4 ноября 2009 год

На чеченском сайте www.grozny-inform.ru опубликован материал «Голос, пленявший весь мир» М. Ясаев в котором автор говорит о том, Муслим Магомаев был чеченцем, а не азербайджанцем. Предлагаем читателям материал с некоторыми сокращениями и наш ответ коллегам.

              «Эхо планеты» 2009 год

 Всенародно любимый певец брался за мемуары дважды. В 1999-м в издательстве «Вагриус» в популярной серии «Мой XX век» вышла его книга «Любовь моя — мелодия», сразу ставшая библиографической редкостью. Вторая книга «Живут во мне воспоминания» увидела свет за несколько дней до смерти автора…

             «Московский комсомолец» 2 декабря 2008 год

Муслима привела к нам на радио в 1964 году жена Арно Бабаджаняна — Тереза, — рассказывает Анатолий Горохов, возглавлявший на Всесоюзном радио отдел советской песни и эстрады. — Он сел за рояль, спел каватину Фигаро. Я следом сел за инструмент, исполнил баритоном голосовой романс. Муслим опешил…

             «Комсомольская правда» 30 Октября 2008 год

Вернулся, встретились в 1961 году, он уже тогда развелся. Они прожили несколько месяцев. Это чистый случай. Была новогодняя компания, он там познакомился с девушкой. Влюбился, а через месяц выяснилось, что ошибся. Но родилась дочка. Они долго не общались. А потом, когда дочь стала более-менее взрослой, Муслим с женой Тамарой были в Америке, там с ней встретились.

             TREND LIFE 4 ноября 2008 год

 - Такой фактуры, потрясающего тембра голоса — мягкого баритона, переходящего в высокий бас, умения завораживать публику своеобразным поведением на сцене, редко у какого певца встретишь. Специалисты на все лады утверждали, что после Шаляпина такого ажиотажа, связанного с мужским вокалом, в России не было. Недавно на каком-то вечере Кобзон произнес фразу: «Пугачевой и в страшном сне не может присниться того, что имел в свое время Муслим Магомаев!»

             «ФАКТЫ» 31 октября 2008 год

Помню. Это был далекий 1961 год. Совсем юный Муслим в потертом коротком пиджачишке, брючках выскочил на сцену, представляя самодеятельность Чечено-Ингушской республики. Такой весь испуганный. Это уже потом он вырос в великого мастера, выдающегося исполнителя. По популярности он превзошел всех. 

             «Первая крымская» 31 октября 2008 год

Для эстрады этот талант был слишком ярким, слишком восхитительным. Магомаев формировался как классик — неслучайно в телевизионных архивах сохранилось, как он пел партии Фигаро и Мефистофеля. Но оперная сцена казалась ему малой. Эстрада манила возможностью давать сольные концерты, собирать полные залы, прославиться по-настоящему.

             «Вечерняя Москва» 30 октября 2008 год

Нет, я очень, например, тепло отношусь к своим друзьям. Иногда звоню Леве Лещенко, Володе Винокуру и говорю: «Ребята, давайте соберемся». Знаете, хочется иногда посидеть, покутить в меру, повеселиться. А мне постоянно задают один и тот же вопрос: «А что, какая-нибудь дата? Вроде у тебя не день рождения?» Я говорю: «Нет даты»

             «Азери-пресс» (АПА) 27 октября 2008

- Муслим написал музыку к четырем моим фильмам. Наши отношения складывались не пять, десять лет. Это — целая повесть жизни. Скажу только, что мы должны гордиться таким сыном Азербайджана. 

             «Бульвар Гардона» 28 октября 2008

Муслим Магометович, вы пережили фантастический взлет: в 31 год стали народным артистом Советского Союза, без вас не обходился ни один «Голубой огонек». Насколько я знаю, перед правительственными концертами Брежнев всегда спрашивал…

             «Эхо планеты» 2008 год

Именно так его называли. Волшебный, неповторимого тембра голос, необыкновенная красота, элегантность и безупречный вкус принесли ему такую всеобъемлющую народную любовь, какой не знал, наверное, ни один артист в Советском Союзе.

              «Культура»  2008 год. 

 «Он всем безумно нравился…» — вспоминала о молодом Магомаеве Клавдия Шульженко. И действительно, начало творческой биографии певца похоже на сказку: в начале шестидесятых в Москву явился юный голосистый Аладдин из Баку, вибрацией раскатистого баритона стряхнул пыль с бархатного занавеса Кремлевского дворца, и джинн советского музыкального искусства с энтузиазмом поступил к нему на службу.

              «Аргументы и факты» 2007 год

 На его концерты рвались миллионы, его машину поклонники носили на руках. А он отказался от закладки именной звезды возле концертного зала «Россия», давно уже не выходит на сцену и предпочитает большую часть времени проводить дома, за компьютером. С этой основной ноты — «до», «дом» — мы и начали разговор.

             «Комсомольская правда» 25 июня 2007 год

У меня тут много интересного. Звукорежиссеры, оказывается, записи не стирали, даже когда я говорил: «Стереть немедленно!» Здесь все — вплоть до того, что осталось из живого исполнения спектаклей «Севильский цирюльник», «Тоска». А вот «Лучший город земли». Первая версия, вторая…

            «Теленеделя» август 2007 год

Уважаю людей, которые могут сесть за фортепиано и заниматься по 8 часов, как Святослав Рихтер. Он мог всю ночь работать над ноткой. А я репетировал только для оркестра. Приходил, брал ноты и пел как бог на душу положит. Эстрадный певец должен спеть все, что у него на сердце. А голос — это последнее.

             «Новые известия» 17 августа 2007 год

Получается так. Дело в том, что Кобзон сейчас поет не хуже, чем пел 20 лет назад. Таким же голосом, с таким же настроением, так же на сцене сопереживает. Дита (Эдита Пьеха. – «НИ») тоже поет. И дай им бог! Я свое уже отпел. 

             «Биржа-плюс», октябрь 2007 год

Когда человек, звонивший в нашу редакцию, представился Муслимом Магомаевым, сотрудники сначала подумали было, что это розыгрыш. “Не может быть!” — такова была их реакция. “Почему же? В жизни иногда случаются чудеса”, — отозвался голос на том конце провода и, выдержав паузу, слегка прокашлялся. Он сделал это так, как делают исключительно люди Большой сцены, и все сомнения тут же развеялись. На проводе был сам Муслим Магомаев.

«Нет, паиньками мы никогда не были: ни дома, ни в школе. Как и все мальчишки, дрались: двор на двор, стенка на стенку. А петь оба начали с того, что кричали по-тарзаньи. Тогда был очень популярен тот фильм. (Полад Бюль-Бюль Оглы набирает в рот воздуха и выдает почти один в один крик киношного Тарзана.) Вот с этих воплей и начали развиваться наши голосовые связки. Муслим на три года старше меня. Конечно, между нами возникали и ссоры, и споры. Но на мое 55-летие Муслим написал мне очень теплую записку, что вроде как ссорились-мирились, но уже такой возраст, что пора кончать. И я со сцены дал ему слово, что больше ссориться мы никогда не будем».

             «Бакинский рабочий» 24 января 2007 год

Воскресным вечером 21 января российский телеканал НТВ представил своим зрителям программу, посвященную нашему прославленному земляку Муслиму Магомаеву, певцу, композитору, просто живой легенде нашего искусства. Так передача и называется — «Живая легенда». В нашей стране ее смогли увидеть, к сожалению, лишь имеющие доступ к этому каналу.

              “Биржа Плюс” 8 марта 2007 год

А сейчас я импровизирую, или уже знакомые и известные мелодии кино и театра, “оркеструю” на музыкальном инструменте, именуемом “Ямаха”. Здесь в моем распоряжении полный “эстрадно-симфонический оркестр и хор”! Так и провожу время в свое удовольствие… Если что-то получилось удачное — делюсь этим на сайте. Его посещает ежедневно очень большое количество гостей. Не все решаются “заговорить”, но скачать совершенно бесплатно музыку, кинофильмы, концерты известных музыкантов и т.д. — желающих много. 

             Журнал «7 дней» 16 октября 2006 год

Однажды Магомаев нашёл на дороге непонятную веточку с листочком, на авось воткнул в землю на участке. И выросло огромное дерево, перед которым разводят руками опытные садоводы, а потому именуется оно неопознанным объектом. Но всё же самые любимые деревья – те, о которых сложены песни: клён, рябина, берёза, каштан.

             «Кумыкский мир» 16 ноября 2006 год

В России и далеко за ее пределами хорошо известно имя нашего современника, певца и композитора, долгие годы остававшегося бесспорным кумиром молодежи — Муслима Магомаева. Но не многие знают, что имя свое певец получил в память о деде. А дед — старший(Абдул)Муслим Магомаев был выдающимся музыкантом своего времени, заложившим основы современной профессиональной музыкальной культуры Азербайджана. Не все в точности знают и то, кто были их предки и каковы их этнические корни. Поэтому нет ничего удивительного и в том, что Магомаевых в Чечне считают чеченцами, а в Азербайджане, соответственно — азербайджанцами. В действительности же они были … этническими кумыками.

             «Московский комсомолец» 5 февраля 2005 год

В маленьком городке Сафонове, что в Смоленской области, назревает громкий скандал. На днях в местном горсуде пройдет слушание по гражданскому делу об установлении отцовства. Жительница Сафонова Ирина Короткова утверждает, что отец ее 10-летней дочери — популярный эстрадный певец Муслим Магомаев.

             «Азербайджанский Конгресс» декабрь 2005 год

- Я давно не был в Азербайджане, мне трудно судить о современных исполнителях. А когда был в последний раз, общался в основном со своими старыми друзьями. Я в основном  по Интернету слежу за ситуацией в Азербайджане. Хотелось бы, чтобы наша культура была на более высоком уровне. У нас, как и везде,  вперед пошла эстрада, но не все эстрадные певцы мне нравятся.

             «Вечерняя Москва» 25 февраля 2005 год

Совершенно не целеустремленный. Я, во-первых, не усидчивый, а во-вторых, ленивый. Но если мне что-то интересно, я могу заниматься этим сутками. Если мне что-то не нравится, меня это делать не заставишь. У меня никогда никаких целей не было. Все, что со мной происходило, происходило совершенно случайно. Совершенно случайно я получил и известность.

             Фрагмент книги Валентины Пимановой «Кумиры в кадре и За кадром» «Эксмо» 2004 год

 Все случилось так стихийно, неожиданно. Но, во всяком случае, я не упал в обморок от счастья. Все было нормально. Любой артист, который хочет стать суперпопулярным, известным, должен быть к этому готов. Это совершенно естественно. Все артисты всегда имели поклонников, некоторые – и тысячи, и миллионы. Почему это должно раздражать? Раздражает тебя, сиди дома и никуда не выходи.

              Фрагмент книги Натальи Дардыкиной «Великие & Ужасные». «Зебра Е» 2004 год

На его гербе можно было бы написать: « Я повелеваю, я хочу». В самой природе артиста заложен риск прослыть самовлюбленным. Однако, Муслим предпочитает открытость и щедрость...

            «КузбассFM»  01 мая 2004 год

Инициатором был Муслим. Мы очень долго не могли себе позволить в доме такого маленького друга, поскольку в постоянных разъездах, поездках. Затем была небольшая пауза. И мы решились. У нашего знакомого родились в доме несколько крошечных пуделят. И одного он принес нам в мужской шапке. Поначалу он был черненьким. Назвали его Чарликом. Был такой хиленький-хиленький. И сразу стал любимцем нашим. Он помещался у Муслима на ладони…

             «Труд» 19 Августа 2002 года

Когда Муслим Магомаев вышел на сцену «Октябрьского», было заметно, как он волнуется. Еще бы, артист не пел здесь, наверное, лет 20. Зал, вопреки прогнозам скептиков (растерял, мол, уже певец свою аудиторию), оказался переполнен, лишние билетики спрашивали за два квартала.

             «Известия» 14 августа 2002 год

… Конечно, какие права! Он сказал, что в детстве учился ездить по прямой. Сел и сразу въехал в клумбу. Появился милиционер со строгим лицом, но увидел Муслима и попросил автограф. А наутро в ГАИ выписали удостоверение отличника вождения…

             «Аргументы и Факты» 14 августа 2002 год

У меня характер очень нелегкий. Как-то в нашей консерватории был безнадежный студент, я просто ради принципа подготовил его, он спел на аплодисменты, и его оставили учиться. Я тогда убедился, что могу это делать. Но у меня не хватает терпения, если после второго замечания студент меня не будет понимать, я его изобью. 

              «Российская газета» 16 августа 2002 год

Народному артисту СССР, кумиру публики Муслиму Магомаеву завтра исполняется 60 лет. Наша беседа состоялась с ним накануне юбилея.

              «Караван Истории» август 1998 год

Закрыла глаза, лежу, прислушиваюсь. Но ничего не происходит. Магомаев — вот он, тут, рядом, но почти не домогается. Только руку положил мне на плечо. Я сразу возмутилась: «Что вы?» Он отвернулся, обиделся и уснул.

             «Комсомольская правда» 23 октября 1998 год

Словом, откровенный рассказ Людмилы, явно рассчитанный на привлечение внимания к своей персоне, потрепал Магомаеву и Синявской нервы. Впрочем, Тамаре Ильиничне к этому не привыкать: она пережила немало «революций» в Большом театре.

             «Интервью на бульваре» 5 октября-11 октября 1998 год

Вообще – то до Италии я побывал на фестивале в Хельсинки. Особого потрясения не было. Скорее удивление и чувство удовольствия от изобилия в витринах. Нам всё время говорили :  «Не смотрите. У нас всё есть. Не смотрите .»  Просили не глазеть по сторонам, поддерживать имидж советского человека.

             Фрагмент книги Олега Юлиса «Прозрачные звёзды» 1996 год.

Ну, у меня умственные способности очень нормальные. Не выдающиеся. Потом я думаю, что каждый человек, наделенный каким-либо талантом, мог бы достичь большего, если бы правильно развивался. Но мы склонны особенно в это не вникать, останавливаться на том, что достигнуто. 

             Газета «Красный север» 9 ноября 1995 год

Меня пугает то, что делает сейчас Паваротти. Ужас в его глазах передаётся и мне, и кажется, вот-вот он сорвётся. А ведь он приезжал к нам, когда его никто не знал. Мы с Тамарой пошли в Зал консерватории на «Реквием» Верди, дирижировал фон Караян, пели Гяуров и молодой, полный, круглолицый Паваротти. Я сказал Тамаре : «Вот, настоящий итальянский тенор». Пел он тогда просто превосходно, потрясающе.

              «Мелодия» февраль 1989 год

Да, голос Ланца — голос его сердца. Певец каждый день жил так, как будто это был его первый и последний день. Так же он и пел, словно это была первая и последняя песня в его жизни. Может быть, потому каждая записанная им на пластинку песня проходила с первого же дубля. Второго не было. Он творил без черновика.

             «Советская музыка» 1985 год

 Муслим Магомаев. Выступления на Объединенном Пленуме правления творческих союзов и организаций СССР, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (Москва, 1984 г.)

              «Музыкальная жизнь» февраль 1983 год

В последнее время в республике создано много талантливых произведений искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства, театра и кино. Деятели литературы и искусства Азербайджана самым активным образом помогают партии и народу в решении сложных проблем коммунистического строительства, в эстетическом и нравственном воспитании трудящихся…

              «Вышка» 5 апреля 1978 год

В абонементном спектакле «Севильский цирюльник», который шёл 4 апреля в Академическом театре оперы и балета для преподавателей и студентов Азербайджанского педагогического института имени В.И.Ленина, партию Фигаро исполнял народный артист СССР Муслим Магомаев.

              «Удмурдская правда» 22 октября 1977 год

На концертах в Ижевске в исполнении Тамары Синявской и Муслима Магомаева прозвучат романсы русских композиторов, песни советских и зарубежных авторов.

               «Советский спорт» 23 марта 1977 год

Недавно во Дворце спорта Волгограда с большим успехом прошли гастроли народного артиста СССР Муслима Магомаева, выступавшего в сопровождении Государственного эстрадно-симфонического оркестра Азербайджана. Сбор от одного из концертов перечислен в Фонд Олимпиады-80.

             «Вышка» 8 февраля 1976 год

Если когда-нибудь будет создан музей эстрадно-симфонического оркестра Азербайджана, то в числе его экспонатов посетители смогут увидеть грамоты и адреса, каски нефтяников и строителей, шахтёрские лампочки, сувениры из антрацита и уральских камней, словом, всё то, чем благодарные слушатели отмечали Народного артиста СССР Муслима Магомаева и руководимого им музыкального коллектива.

              «Бакинский рабочий» 13 февраля 1976 год

Беспредельная увлечённость музыкой, сделавшая в своё время Муслима Магомаева из обыкновенного подростка яркого музыканта, и сейчас, когда к его имени прибавляется эпитет «художник», остаётся главной и определяющей чертой. Его искренняя увлечённость заражает других, множит число единомышленников и помощников.

              «Вечерний Свердловск» 19 июля 1975 год

Сегодняшняя гастрольная афиша гласит: «…художественный руководитель Азербайджанского эстрадно-симфонического оркестра Муслим Магомаев». В связи с этим и хотелось бы прежде всего услышать о Вашем новом амплуа.

             «Вышка» 17 июня 1975 год

Государственный эстрадно-симфонический оркестр Азербайджана, созданный немногим более года назад под художественным руководством народного артиста СССР Муслима Магомаева, завершил большое гастрольное турне по стране.

              «Строительная газета» 1 января 1974 год

Солисту Азербайджанского театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова Муслиму Магометовичу Магомаеву за большие достижения в области развития советского искусства присвоено почётное звание Народного артиста СССР.

              «Молодёжь Азербайджана» 20 декабря 1973 год

Муслим дал путёвку в жизнь многим новым песням и, уже «пожелтевшим от времени» произведениям, таким как «Верные друзья», «Жил отважный капитан», «Тёмная ночь»… Он определил целую исполнительскую школу, в которой ярко сочетается проникновенный лиризм и страстная гражданственность.

              «Бакинский рабочий» 18 декабря 1973 год

У Муслима Магомаева особенное дарование. Он никогда ничего не поёт, наверное, не умеет петь холодно, равнодушно. Он – артист в полном и высоком смысле этого слова, и его душа мгновенно отзывается на музыку, вспыхивает ярким светом и мгновенно зажигает зрительный зал.

               «Вышка» 29 мая 1973 год

Замечательному таланту азербайджанского певца рукоплескали в Москве и Ленинграде, Прибалтике и на Дальнем Востоке, в Средней Азии и в Сибири, во многих зарубежных странах.

             «Спутник кинозрителя» август 1972 год

Муслим Магомаев столь популярен, что вряд ли нуждается в представлении. И если бы авторы фильма просто засняли концертные выступления певца, картина привлекла бы внимание: ведь на его концерты билеты трудно достать. Но у кинематографа свои законы, а фильм-концерт — своеобразный и весьма трудный кинематографический жанр.

              «Труд» 27 августа 1971 год

Полоснув крылом встречную волну, пронзительно крикнул тэркус. Мальчик прислушался и, подражая птице, издал гортанный звук. Но он потонул в грохоте прибоя. А мальчик хотел петь. Хотелось иметь звучный, рвущийся в небо голос…

               «Советская культура» 4 декабря 1971 год

Было бы неискренне не признаться в том, что приятно, когда тебя любят, преподносят цветы, шлют письма… Но в то же время не покидает грустная мысль: вдруг все это кончится, и когда-нибудь придется выйти на сцену при полупустом зале! Это мысль — «пессимист».

              «Бакинский рабочий» 11 августа 1971 год

До поездки в Зелена Гуру, — рассказывает Муслим Магомаев, — я не мог представить себе, какой огромной любовью и популярностью пользуются советские песни в братской Польше. 

               «Баку» 13 марта 1970 год

Мне посчастливилось быть дважды на МИДЕМ. С сожалением должен отметить, что фестиваль прошлого года был организован дирекцией значительно праздничней. Газета «Каннское утро» писала: «Досадно видеть, что новый фестиваль привлёк так мало наших популярных французских певцов».

             «Музыкальная жизнь»  1968 год 

 Как вам, вероятно, известно, моя поездка в Италию на стажировку в театр «Ла Скала», а затем многочисленные гастроли на некоторое время прервали мои занятия в консерватории. Теперь до окончания ее и получения диплома мне остался год, поэтому 1968 год я намерен посвятить только занятиям.

              «Музыкальная жизнь» 1967 год

Полгода тому назад на страницах журнала «Музыкальная жизнь» критик Всеволод Тимохин выступил с рецензией на концерт Муслима Магомаева. Рецензия эта вызвала ряд писем в редакцию, написанных читателями разных возрастов, профессий, а во многом — и вкусов. Однако все пишущие сходятся в одном — их глубоко волнует судьба Магомаева, они ценят его дарование, обеспокоены дальнейшими перспективами развития молодого артиста.

             «Советская эстрада и цирк» [творческий портрет Муслима Магомаева] 1967 год. 

Когда слышишь по радио или по телевидению песню в исполнении Муслима Магомаева, хочется отложить самые неотложные дела. Сегодня имя Магомаева широко известно, и, пожалуй, трудно сыскать певца более популярного.

              Журнал «Театр» декабрь 1964 года

Специалисты по-своему оценили голос певца: «нижний регистр — великолепен… из-за него драматический баритон Магомаева можно принять и за бас-баритон», «нежнейшие верхние ноты», «теплые, будто объемные звуки среднего регистра» и т. д. и т. п.

              «Смена» октябрь 1964 год

Муслима Магомаева. Надо быть очень большой знаменитостью, чтобы так спокойно и коротко сообщили о твоем намерении предстать перед залом на 17 тысяч зрителей. Американский балет на льду, выступавший в этом же зале, рекламировал себя куда более громко, но билеты все-таки были.

              «Московский Комсомолец» 3 декабря 1963 год

Щедро был одарен юный Муслим Магомаев музыкальным талантом — редким слухом и артистической душой. Одного ему не было дано — голоса. Между тем двенадцатилетний пианист, уже пытавший свои силы и в сложном искусстве композиции, нестерпимо хотел петь.