ТАЛАНТ ПЕВЦА

/

Муслим Магомаев… Это имя знакомо самым широким массам любителей музыки Советского Союза и зарубежных стран. Оно вспыхнуло на афишах десять лет назад, сразу же привлекло в концертные залы сотни, тысячи горячих почитателей совсем молодого таланта. Чем же объяснить эту всё растущую популярность, эту любовь к певцу, которая держит в плену зрителей самых различных вкусов?

У Муслима Магомаева особенное дарование. Он никогда ничего не поёт, наверное, не умеет петь холодно, равнодушно. Он – артист в полном и высоком смысле этого слова, и его душа мгновенно отзывается на музыку, вспыхивает ярким светом и мгновенно зажигает зрительный зал. Горячая увлечённость, радость в каждом исполненном им номере – будь то сложная оперная ария или, казалось, незамысловатая песенка. Это и привлекает к Магомаеву, заставляет безоговорочно принимать его интерпретации.

Вспомним Фигаро, с которым молодой певец вышел на большую сцену. Знакомый-перезнакомый герой, петая-перепетая каватина. Так вот, Муслим Магомаев, тогда ещё не достигший даже двадцатилетия, сумел сделать интереснейшие открытия в этом образе. Перед нами был Фигаро – симпатичнейший малый, подвижный, лёгкий, остроумный, с бьющей через край неукротимой энергией. Красивый, свежий голос певца так и переливался в стремительной скороговорке каватины, технически необычайно сложной, удающейся певцам с очень большим оперным стажем. А тут Магомаев, юноша, с непринуждённостью и мастерством опытного певца, великолепной дикцией сыпал слова по-итальянски:

Днём я и ночью вечно 
в занятьи, 
Все меня ждут и зовут 
вперебой… 

Перед слушателями рисовался полный портрет неугасимо-неугомонного цирюльника Фигаро, который, казалось, чтобы дать полный выход своей энергии, то подыгрывал на гитаре, то пускался в пляс. И самое главное, наверное, тут было тончайшее постижение блестящей, искромётной музыки Россини, её духотворное и увлечённое воплощение. Для тех слушателей, кто присутствовал на этом первом большом выступлении Муслима Магомаева в Москве в 1963 году, для всех нас, его коллег, участников концерта азербайджанского артиста, было ясно: на сцену пришёл большой, настоящий талант.

Интересно лепил образ Фигаро Магомаев в спектакле «Севильский цирюльник» Азербайджанского государственного театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова. Много у него было привлекательного и здесь, хотя актёр и понятия не имел до того об оперной сцене. К сожалению, немногие видели Магомаева в «Тоске» Пуччини, где он играл роль начальника полиции Скарпиа. В трактовке Магомаева образ этого чудовищного злодея и палача, перед которым «дрожал весь Рим», было немало любопытного, обещающего развиться в интереснейшее толкование сложной роли…

Теперь оперные пе6рсонажи «развёрнуты» у Магомаева на эстрадной площадке. Вот перед нами Гасан-хан из «Кёр-оглы» Уз.Гаджибекова. Несколько минут идёт ария этого героя, а отдельные черты – коварство, злая сила, утверждение своего превосходства над «чернью» — сложились в колоритный законченный характер.

Музыкальность актёра, способность его мгновенно переходить из одной стихии в другую и даёт ему возможность быстрого актёрского перевоплощения, подсказывает артисту верные краски и оттенки, сценическое поведение, не даёт ему ошибаться в выборе выразительных средств. Поёт он, допустим, ариозо Алеко. Артист весь во власти образа: мрачно его лицо, в глазах в голосе тоска человека, мучимого недобрыми предчувствиями, терзаемого ревностью.

У Муслима Магомаева есть ещё одно ценное качество. Он не «заигрывает» с публикой, не «работает» на невзыскательные вкусы, не старается развлекать слушателей особенно популярными номерами. Он отбирает программу строго и последовательно, заставляя слушателей полюбить то, что нравится ему самому. Вот ведь и «Песня итальянских партизан» надолго стала после исполнения Магомаевым любимой среди широких масс молодёжи и людей постарше, исчисляющихся тысячами, а может, и миллионами.

Широко известен был «Бухенвальдский набат» В.Мурадели. Именно азербайджанский певец сумел дать этой песне свою особенную жизнь. Мороз по коже пробегал, когда Муслим Магомаев сурово бросал в зал первые же фразы:

Люди мира, на минуту 
встаньте! 
Слушайте, слушайте! 
Гудит со всех сторон, 
Это раздаётся в Бухенвальде 
Колокольный звон… 
колокольный звон! 

И было столько боли, гнева, протеста в голосе, что невольно подтягивались люди, суровели их лица. Силой таланта певца, раскрывшего смысл каждого слова, они переключались в мир борьбы, сопротивления, победы. Певец будто становился ещё выше ростом, могучим героем, скорбящем о жертвах, ненавидящим насилие, страстно призывающий беречь великое человеческое благо – мир.

Случается, что Муслим Магомаев поёт перед нашими слушателями по-итальянски, бывает, что он поёт за рубежом по-русски или по-азербайджански – его неизменно понимают. Ведь он всегда раскрывает суть музыки – интернационального языка, понятного всем. Вот и на Международном фестивале эстрадной песни в Сопоте Магомаев, с неподдельным увлечением исполнявший песни советских композиторов, был понятен всем слушателям, и, естественно, жюри присудило певцу высшую награду.

Каждая песня превращается у него в целую сцену, имеющую своё развитие, свою кульминацию, свою палитру. То он прибегает к крупным мазкам, контрастным сопоставлениям, то пользуется мягкими акварельными красками с их тонкими градациями и переходами. Целое искусство, рождённое как бы само собой без особых усилий со стороны певца. Но никакой талант, даже самый яркий, немыслим без большого труда. Трудится, и очень напряжённо, и Муслим Магомаев. Он не рассчитывает на обаяние, на лёгкий успех. Он постоянно в работе, в поисках нового, в открытии новых пластов, чутко прислушивается к интонационному дыханию эпохи, изучает своего современника. Эта работа, эти поиски и делают его концерты по-прежнему интересными, привлекают к ним всё большее число слушателей.

Сейчас Магомаев ещё углублённее отбирает репертуар, подолгу работает с композиторами, с поэтами, многие из которых пишут специально для него, рассчитывая на его индивидуальность. Он и сам берётся сочинять музыку, пишет песни, среди которых у него есть и героические, и лирические произведения.

Поездки по всей нашей стране, тесное общение с рабочими великих сибирских строек, выступления перед колхозниками в разгар сельскохозяйственной страды, участие в грандиозных праздниках, где чествуются люди труда, давало Магомаеву, с честью носившему звание Народного артиста Азербайджанской ССР, необычайный прилив сил и вдохновения.

Могу себе представить, какую радость вызовет у многих тысяч, а может и миллионов слушателей, весть о присвоении Муслиму Магомаеву звания Народного артиста СССР. Я же спешу поздравить своего коллегу и порадоваться тому, что «нашего полку» народных артистов СССР в Азербайджане прибыло.

Франгиз АХМЕДОВА, Народная артистка СССР.

*****

Редакция «Бакинского рабочего» горячо поздравляет Муслима Магомаева с присвоением ему почётного звания Народного артиста СССР и желает ему новых творческих успехов.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *